Знаменская церковь с. Студенец - Как выглядел Студенец в пору разрухи (лето 2010 г.)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Каталог православных сайтов
Православная библиотека

Как выглядел Студенец в пору разрухи (лето 2010 г.)

Впервые я побывал в Студенце в июне 2010 г.

Моим глазам предстало печальное зрелище:

Ни одного дома не сохранилось, села как-будто и не было. Даже и не верится, что здесь когда-то кипела жизнь, жили сотни людей. Ныне только густые заросли травы и чертополоха скрывают еле видные остатки фундаментов и погребов. Церковь хоть и уцелела, но это просто остов - все основное порушено, изгажено.

Как выглядела эта церковь ранее? Может, сохранились какие-либо фотодокументы в соответствующем Нижегородском архиве? А может, где-либо на руках у местных жителей отыщутся старинные фото, пока хранящиеся безвестно.

Интересно, село Студенец (ныне - урочище Студенец) было большое, крепкое. А вот церковь запустела - и само село исчезло, остался лишь возле церкви памятник уроженцам села, погибшим в ВОВ, да одинокий столб на выезде из бывшей деревни в сторону Батурихи:

В самом деле, ни кирпичика на поверхности, ни бревнышка - все заросло травой с человеческий рост да деревьями. Лишь если копать грунт (ставили домик для рабочих), встретятся остатки кирпичного фундамента, обнаружишь разные хозяйственные вещи - то подкову, то гвоздь, то ключик от шкафчика, то обломок серпа, стамеску, напильник и т. д. Нашли даже часть допотопного утюга:

Откопали и несколько старинных монет. Одна из них - деньга (полкопейки) 1731 г. (в старинном написании - "денга"). Так постепенно набираем древних откопанных вещей на целый музей. Помещу фото всех этих находок в отдельном альбоме в Фотогалерее.

 

Чуть дальше церкви, надо лишь пробраться через небольшую "крапивно-борщевиковую" поляну, ранее заселенную, а теперь заброшенную,

и затем пройти рощицу, все время оставляя слева поросший лесом овраг, открывается чудесный вид:

вольный простор до самого горизонта, широкая равнина (деревьев здесь немного). Посреди нее лежит пруд, сооруженный постройкой мощной плотины (вернее, насыпи-дамбы) в стародавние времена, когда еще село жило. Основная улица как раз тянулась от церкви к пруду вдоль всего оврага, над крутым склоном, с другой, северной его стороны, чему единственное ныне видимое свидетельство - лишь несколько одичавших яблонь и вишен от прежних приусадебных садов.

Пруд питается от небольшого ручья, текущего в овраге, который ближе к пруду уже совершенно заболочен.

После дамбы же ручеек прослеживается средь густой травы в долинке-лощинке (или, кажется, это называется балкой) до Яковского кладбища, около которого вливается в другие лощинку и ручей. Этот новый овражек гораздо длиннее и больше. Впоследствии я узнал, что в старину он назывался Китаевым. Интересно, почему? Затем, еще попетляв немного, этот овраг впадает в Яковском в долину речки Шилокши. 

Ближе к устью ручья берега пруда заболочены, а далее, к плотине, обрывисты и глиняны. Дно неглубокое, илистое. В пруду водятся карпы, караси, окуни, ротаны. Этот водоем, вероятно, и был устроен в свое время, чтобы разводить рыбу.

На левой, северной, стороне пруда, в его верхней части, на заболоченном берегу, среди густого камыша и осоки находится заброшенный родник. Ранее он был обложен колодезным срубом. Его крепкие бревна и сейчас еще видны, не сгнили, только сильно заросли. Из сруба, наполненного до краев водой, сплошь покрытой ряской, вытекает ручеек. Ряску мы разгребли, очистив небольшой участок для забора воды.

Как кажется, этот источник и дал в свое время название деревне. Вода там и впрямь студеная, чистая, вкусная. Именно оттуда мы и брали воду для своих нужд. Однако идти за ней довольно далеко, а учитывая вес ведер и бидона - просто мука. Спасение нашлось в том, чтобы сократить путь, не обходя весь пруд через плотину, а проложить мостки через заболоченную низинку напрямик. Во времена же существования деревни ее жителям набирать воду было гораздо проще: их дома стояли как раз со стороны родника, на высоком берегу, да и, вероятно, сверху вниз шла лесенка.

Но сейчас удобнее ходить именно к югу от оврага и пруда - тут хотя бы более-менее ровное место (ведь ранее здесь жилья не было), даже небольшая дорога проложена в высокой траве. А с северной стороны, где некогда тянулась деревенская улица, пройти совершенно невозможно: в первый же день, пойдя за водой и ища удобный путь, мы вполне убедились в этом. Былое жилье стало непроходимыми дикими зарослями с дурной травой высотой выше головы. Было мучением продираться сквозь весь этот бурелом, то и дело спотыкаясь: все же после поселения земля остается неровной, вся в буграх и ямах (все, что осталось от бывших строений), хоть и скрытых в густой траве.

Иногда мы натыкались на остатки фундамента, ямы от подполов, обломки кирпичей, кусты одичавшей малины. Еле-еле, сто раз обжегшись крапивой и насажав кучу репеев, мы вышли к началу оврага и за ним - к церкви с другой, северной ее стороны (наша же палатка и строящийся домик, а также уже сооруженные строительные леса, площадка под новый домик и воинский обелиск находятся к югу). Больше мы той "дорогой" никогда не ходили. А ведь там всего каких-то лет сорок назад была нормальная сельская улица...

На эти мои личные впечатления один из потомков жителей села дал такое примечание:

"Позволю несколько комментариев.
Поросший лесом овраг - это бывший колхозный сад.
Основная улица (порядок - как называли в деревне) шла с другой стороны оврага, напротив церкви. На берегу пруда, на склоне, с этой же стороны, стояли бани, правда, не всех жителей, у многих бани были на задах огородов. С обоих берегов пруда были деревянные мостки, на них полоскали бельё.
Помимо ручья пруд питается от бьющих ключей и их там несколько.
Удивительно то, что остался остов колодца. В недалёком прошлом на этот колодец ходили за водой для питья, вода там считалась хорошей, лесенки не помню, но тропинки были точно. Был ещё колодец с другой стороны "оврага", напротив церкви, но там, считали, вода была хуже, оттуда брали воду для бани. Боюсь ошибиться, точно уже не помню, но, по-моему, был ещё колодец в конце деревни, значительно левее кладбища, в сторону Лушниково. Но это в недалёком прошлом. А до этого в деревне было много колодцев. Как один из вариантов, это и дало название деревне.
Помимо основного порядка, другой порядок шёл перпендикулярно от основного (в сторону Батурихи). За церковью тоже был небольшой порядок. Кстати, на нём, по рассказам, и был барский или помещичий дом".

 

Но вернемся к самой церкви, и посмотрим сначала на ее бывшую алтарную часть.

Деревья тут вплотную подступили к бывшему алтарю, от которого ничего не осталось, даже фундамента (почему-то большевики саму церковь не разрушили, но алтарь постарались выкорчевать с корнем; здесь теперь только заросшая лопухами яма).
Из-под фундамента церкви, наверное, ещё до войны, вытаскивали валуны и отвозили их на строительство шоссе, кажется, до Нижнего Новгорода. Видимо, с этой стороны их было удобнее доставать. Поэтому в дальнейшем по стенам и пошли трещины. Потом какое-то время церковь использовали под склад. Так что разрушать ее совсем не было необходимости.
Среди этих деревьев, кстати, мы нашли одну из трех оконных решеток алтаря, выброшенную в свое время и так пролежавшую там лет 80. За это время сквозь решетку проросли деревья, и их пришлось срубить. Только тогда мы смогли ее поднять и отнести в церковь. В этом лесочке у алтаря и затерялись теперь, как кажется, те самые садовые деревья при церкви, а именно липы.
Кстати, в недавние годы некий местный вандал спилил кованые решетки с оконных проемов церкви себе на дачу. Сейчас он стал дурачком. Эта история хорошо известна, и потому никто лишний раз в церковь не ходит. Разобрали бы и всю церковь по кирпичику, да кладка, видимо, не по зубам оказалась, хотя ясно видны следы работы кувалдой: пытались разбить.

Да, церковь не разрушили, но осквернили изрядно, устроили в здании зерновой склад, засыпали зерно в купольной, алтарной части под самый купол, окна в котором заложили досками (но часть старинных оконных рам сохранилась, даже с кусками стекла!). Все фрески при этом старательно затерли, но некоторые все еще проглядывают:

Алтарь же, святая святых, центр храма, его восточную, главную, часть, тщательно уничтожили. Казалось бы, зачем? Ведь и его можно было бы приспособить "под хозяйственные нужды". Никакое кощунство не казалось неистовствующим богоборцам слишком чудовищным, ведь главное - как бы насолить этим самым "проклятому прошлому" и "опиуму для народа", отомстить злорадно и с издевкой. Да и для зернохранилища нужна стена, а не дыра. Но нет, до того кипела ненависть, что снесли под корень.
Здесь был алтарь:

А теперь зияет терзающая взор нелепая страшная рана, как будто живое тело разрезали, вырвали его сердце.

Со стороны исчезнувшего алтаря в подпольной стене купольной части видны дыры. Видимо, разломали в свое время, чтобы "добыть валуны". Оттого, не имея уже надежной опоры, стена между купольной частью церкви и несуществующим ныне алтарем (на ней когда-то висел иконостас) под весом тяжеленного купола осела, дала две большие трещины, которые грозят обрушением всего купола. Поговаривали даже и предлагали, осмотрев церковь, снести ее из-за аварийного состояния и начать строить на ее месте совершенно новую, но Сергей Комаров убедил в необходимости восстановить уже имееющееся.

Поэтому Сергей Комаров прежде всего занялся укреплением этой стены. В прошлом году он со строителями возвел из кирпича два столба в проходе из купольной части в алтарь (ранее здесь были царские врата):

А также заделал раствором дыры в подполе купольной части в этом месте и сделал надпись на память:

И в этот наш приезд поставил здесь две освященные иконки - Серафима Саровского и Знамения Божией Матери.

Подпол в свое время строители церкви соорудили потому, что земля здесь постепенно идет под уклон, с запада на восток, понижаясь к оврагу. В притворе церкви, и это хорошо видно на чертеже 1925 г., никакого подпола еще нет, сразу фундамент, а далее, к алтарю, уровень земли все ниже и, соответственно, для выравнивания, пол церкви все выше над землей, а подпол все растет в глубину.

Ныне нет решеток на всех окнах с южной стороны и части с северной, некоторые были выдраны "с мясом", некоторые выпилены, часть решеток с северной стороны осталась на месте:

Вот как раньше строили, стены толстые, кирпичи крепкие, отборные, раствор цепкий, надежный, но и эту кладку современные вандалы смогли разломать:

И еще о разрушениях.
Над главным входом в храм, с запада, над притвором ("прихожей" храма) находилась высокая колокольня, опиравшаяся на особенно мощную здесь кладку. Большевики снесли и ее, а одно из окон притвора, южное, проломали, расширили вниз, до земли, и вбок, устроив ворота в гараж, а теперь здесь густые заросли:

Крыши над основной, удлиненной, частью храма, для прихожан, ныне давно нет, а потому внутри все заросло травой и деревьями, балки перекрытия обрушились, хотя кое-где еще держатся в своих пазах:

Дощатого пола, конечно, давно нет, теперь виден подпол и его стенки, на которые некогда опирались половицы. Вот подпол в купольной части:


Назад к списку